главная
биография
Письма и дневники
Проза
Взрослым
Детские
Стихи
Взрослым
Детям
Случаи
фото альбом

В декабре 2005 года исполнилось бы 100 лет Даниилу Хармсу.

То его отмечали 17 декабря, то 12 января. Сам поэт в автобиографии «Как я родился» предлагал считать днем своего рождения первый день 1906 года. Официально днем рождения Хармса считается 17(30) декабря. Конечно, юбилей писателя праздновали во многих городах России.

1) В Петербурге в память о Данииле Хармсе была открыта мемориальная доска , приуроченная к столетию со дня рождения знаменитого писателя. Об этом РИА «Новости» сообщили в Международном благотворительном фонде имени Дмитрия Лихачева, по инициативе которого откроют памятный знак. Доску установили на доме номер 11 по улице Маяковского, где Хармс прожил с 1925 по 23 августа 1941 годы, вплоть до ареста. На созданном из темного камня памятном знаке расположен барельеф писателя, воспроизводящий известную фотографию Хармса, на которой он изображен в нелепой шляпе. Кроме того, на доске выбита строчка из произведения писателя «Из дома вышел человек». «Она очень символична: согласно истории, в 1941 году Хармса кто-то позвал, он спустился из своей квартиры, как был – в домашних тапочках – и пропал», – пояснили в фонде. Автором мемориальной доски стал известный петербургский архитектор Вячеслав Бухаев. Как сообщает ИТАР-ТАСС , об открытии мемориального знака было объявлено еще летом, когда на улице Маяковского проходил костюмированный Хармс-фестиваль с участием персонажей из его произведений. Но в духе абсурдистских историй самого Хармса привезенная на торжество доска была продемонстрирована участникам празднества, а затем исчезла, чтобы вновь появиться к самому юбилею. В торжественной церемонии приняли участие Председатель Комитета по культуре Администрациии Санкт-Петербурга Н.В.Буров, исполнительный директор Фонда им. Д.С.Лихачева А.В.Кобак, автор доски – архитектор В.Б.Бухаев, народный артист Российской Федерации В.Э.Рецептер, художник Дмитрий Шагин.

2) Еще один памятник Даниилу Хармсу появился в Петербурге. В преддверии столетия писателя, поклонники его творчества не скупятся на художественные акции. В сквере у дома 26 по Каменноостровскому проспекту установили доску работы скульптора Лео с традиционным изображением Хармса в полный рост, а также барельеф эпатажного Кирилла Миллера. На нем изображено гипсовое лицо Хармса с очень длинным носом... Именно Миллер придумал и «хармсовский парад» в честь открытия – с участием артистов «Комик-треста», предводителя Митьков – Дмитрия Шагина и самого Миллера. Профили Хармса появились на стене дома, прямо перед детской площадкой.

3) В конференц-зале философского факультета Санкт-Петербургского университета 17 декабря в 18 часов состоялась презентация литературно-графического проекта «ОБЭРИУ box» . Этим событием «Хармсиздат» и выставочный центр «Берег» отметили День рождения Даниила Хармса. Кроме того, презентация «ОБЕРИУ box» стала первой акцией в программе подготовки к V Международному Хармс-Фестивалю, посвященному 100-летию Даниила Хармса. Фестивали, посвященные знаменитому ленинградскому поэту, традиционно проходят в мае каждого года в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В программе вечера – театрализованное представление книги, подготовленное театром «Мимигранты», литературно-музыкальная композиция поэтов и музыкантов Бориса Констриктора и Бориса Кипниса. В акции приняли участие писатели Андрей Битов и Павел Крусанов, искусствоведы Глеб Ершов и Моисей Каган, литературоведы Александр Кобринский, Валерий Сажин и Владимир Эрль, философы Нина Савченкова и Александр Секацкий, кинорежиссер Олег Ковалов и поэт Владимир Уфлянд. Были представлены книжные иллюстрации, выполненные петербургскими художниками Семеном Белым и Юрием Штапаковым и известным фотографом Андреем Чежиным.

4) 17 января в 19.30 в Театральном центре имени Мейерхольда состоялся большой литературный праздник , посвященный столетию со дня рождения Даниила Хармса. В программе вечера: «Театр на бумаге» – презентация альбома «Д.И. Хармс – СТО» Андрея Бильжо, слайд-шоу с графикой и чтениями Андрея Бильжо, послесловие Андрея Битова, звезды русской культуры и литературы читали произведения Даниила Хармса, духовой оркестр «Тинто Брасс», модерн-балет, три часа литературного фестиваля. Праздник готовило издательство «Emergency Exit», совместно с Театральным центром имени Мейерхольда, Андреем Бильжо и Андреем Битовым. Среди участников и гостей: Дмитрий Дибров, Александр Ф. Скляр, Татьяна Друбич, Александр Васильев и многие другие. «Д. И. Хармс – СТО» – это новый проект, уникальный альбом графики известного художника Андрея Бильжо, посвященный столетию Даниила Хармса. Твердый переплет, суперобложка, сто листов новой графики Бильжо, новая трактовка стихов Хармса, литературный памятник с автографом автора – настоящий подарок для тонких и умных людей.

5) В малом зале Музея нонконформистского искусства с 17 до 25 декабря 2005 года проходила выставка «К столетию Даниила Хармса» , куратор – Глеб Ершов. Выставка посвящалась столетию писателя. Художники преподнесли Хармсу свои подарки в виде столь любимых писателем объектов: шкафов, чемоданов, сундучков, коробок и других предметов, потерявших владельца, но по достоинству их бы оценивших.

6) Специально к 100-летию Даниила Хармса Московский театр «Эрмитаж» поставил кантату «Спасение» . Она написана композитором Андреем Семеновым на стихи и по музыкальному плану Хармса, сохранившимся среди черновиков поэта. В придуманном Михаилом Левитиным представлении участвовали Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Кочнев, звезды оперной сцены и актеры театра. Н ародный артист России, режиссер Михаил Левитин 20 лет назад открыл для многих поэта и писателя со странным псевдонимом. Спектакль к юбилею Хармса играли лишь дважды – 29 и 30 декабря.

7) По случаю юбилея Даниила Хармса все творческие люди на следующий день после юбилейного дня могли пройти торжественным парадом перед новым памятником писателю. Парад персонажей проходил под девизом «Мы себя под Хармсом чистим» и лозунгами «Заветам Хармса верны!», «Хармс, мы навеки с тобой», «Ты знал!», «Хармс есть ЭТО!», «Хармс есть ТО!», «ВСЁ!», «Раз, 2, 3, 4, 5», «С пламенным приветом», «А се год ня на до вот как», «Смешно!», «Навеки твои!». Парадом персонажей дирижировали артисты замечательного театра «Комик-трест». В параде участвали знаменитые «Митьки», группа художников «Галерея-паразит», клоунская труппа «Трэ биен», магический театр «Присмотрись», группа гримеров и парикмахеров.

8) Участники юбилейно-культурологической акции , которая отмечала на невских берегах 100-летие со дня зачатия поэта-абсурдиста Даниила Хармса претендовали на занесение в «Книгу рекордов Гиннеса». В одном из своих рассказов юбиляр сам определил место проведения этого сбора: «Я иду по Литейному мимо книжных магазинов. ...вот если бы сейчас произошло чудо». Это чудесное событие как раз и произошло на Литейном проспекте в галерее «Борей», напротив книжного магазина. В числе инициаторов торжественного заседания выступили «Митьки» во главе с Митей Шагиным. Художники этого содружества считают себя творческими наследниками ОБЭРИУтов, к которым принадлежали Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников, Николай Заболоцкий. «Идею Хармс-шоу мы почерпнули из литературного наследия самого поэта, который написал об обстоятельствах своего зачатия», – сказал автор идеи, художественный руководитель международного Чаплин-клуба Лев Немировский. «Папа пожелал, – читаем у Хармса, – чтобы его ребенок родился обязательно на Новый год. Папа рассчитал, что зачатие должно произойти 1 апреля, и только в этот день подъехал к маме с предложением зачать ребенка». Так все практически и вышло: Даня Ювачев – будущий Даниил Хармс – появился на свет 17(30) декабря 1905 года, а зачатие произошло, предположительно, в первой декаде апреля. В программе торжества – знакомство с проектом памятника «Хармс сидит на дереве», показ драмы «Ах, зачем в эту ночь...» и кукольной фантазии «Хармс и Шагин шагают по Москве» в исполнении Леонида Кондакова, мировая премьера «Кантаты Абсурда» пианиста-виртуоза Юрия Соболева. Профессор Лев Щеглов выступил с лекцией «Нетрадиционные методы зачатия конца Х1Х-начала ХХ веков».

9) 100-летие со дня рождения Даниила Хармса было отмечено в Петербургской филармонии вечером любимой музыки поэта . Звучала любимая музыка Хармса: Бах, Гендель, Моцарт, Малер, Шостаковича. Были исполнены произведения, упомянутые в стихах, прозе и записных книжках Хармса. Актер Александр Галибин прочел фрагменты из дневников писателя. Концерт состоялся 24 февраля.

10) 20 декабря 2005 года в 15.00 в особняке Румянцева в рамках Международного Санкт-Петербургского Хармс-фестиваля открылась выставка «Кругом возможно Хармс» . Она была приурочена к 100-летию со дня рождения выдающегося мастера литературного абсурда. На выставке было представлено около 100 уникальных экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: живописные и графические работы, фарфоровые статуэтки, выполненные художниками – современниками Даниила Хармса. Дополнили экспозицию фотографии начала ХХ века из частной коллекции. Большинство произведений экспонировалось впервые. Выставка в особняке Румянцева, объединившая работы Михаила Матюшина, Татьяны Глебовой, Николая Лапшина, Алевтины Мордвиновой, Николая Тырсы, Всеволода Сулимо-Самуйлло и других, демонстрировала облик и раскрыла скрытый характер странного фантасмагорического «Летербурга» – города Хармса. Его абсурдность и инобытийность прослеживается в работах филоновца Георгия Новикова и Бориса Ермолаева, портретах Татьяны Глебовой, в легких, «инфантильных» произведениях Ольги Гильдебрандт-Арбениной, в пейзажах Михаила Матюшина, построенных по законам теории «расширенного смотрения». Часто ощущение абсурда вызывают вполне реалистические сюжеты. Бытовая среда, формировавшийся в Ленинграде 1920-1930-х гг., советский уклад жизни, сами по себе во многом нелепые и алогичные, нашли отражение в городских зарисовках Александра Вахрамеева, Владимира Гринберга, Николая Евграфова, Николая Лапшина, скульптурах Наталии Данько и Александра Матвеева. Продолжают этот образный ряд проекты декоративного убранства города к многочисленным пролетарским праздникам, эскизы театральных декораций и оформления витрин магазинов.

11) 22 декабря в Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка «Чудотворец был высокого роста…» , приуроченная к 100-летию со дня рождения Даниила Хармса и стала центральным событием хармсовского фестиваля. Названием выставки служит цитата из повести Даниила Хармса «Старуха» (1939). Главный персонаж этого произведения наделен автобиографическими чертами, поэтому строчка сразу же отсылает и к реальному облику Хармса, а также к одному из главных мотивов судьбы и творчества писателя, каковым, несомненно, является мотив «чуда». «Хармс, – отмечают исследователи, – думал о чуде всю жизнь/…/все его тексты – об этом». Лидирующая роль в этом движении принадлежит тому типу произведений, который называют «книгой художника». В становлении жанра в его настоящем виде роль Хармса представляется неоспоримой. Именно обращение к его текстам, к его идеям и принципам обусловило выход за пределы чистой графики – к новому мышлению (объект, инсталляция) и обеспечило авторской книге место в пространстве актуального искусства. «Книга художника» была представлена на выставке – прежде всего главным автором и инициатором всего процесса Михаилом Карасиком, а также его давними соратниками по «Хармсиздату» Сергеем Якуниным и Петром Перевезенцевым. Однако особенность экспозиции в том, что поле эксперимента расширено: включены произведения, не имеющие к книге непосредственного отношения и выполненные в современных медийных техниках (например, видеоинсталляция Людмилы Беловой или макрофотографии Андрея Чежина). Появились и новые в этом контексте имена — Виталий Пушницкий, Владимир Козин, Дмитрий Горячев, та же Людмила Белова. В составе экспозиции работы разного времени, произведения, уже демонстрировавшиеся на других выставках и специально созданные для этой. Тем самым подчеркивается устойчивость и глубина интереса к Хармсу, его внутренняя – «неюбилейная» – обоснованность. Кроме названия, из повести взят на выставку символический предмет – чемодан, куда герой запихал мертвую старуху, от которой хотел избавиться. Обиходная вещь стала здесь метафорой страха, с ней связаны навязчивые состояния, фобии и комплексы. В экспозиции этот образ обрел особую значимость и появляется у разных авторов. Петр Перевезенцев укладывает в чемодан весь созданный им «архив Хармса» и тем самым напоминает нам о реальной судьбе рукописей писателя. Наследие Хармса, уместившееся в одном старом чемодане, чудом не погибло в блокадном Ленинграде. Оно было спасено благодаря близкому другу Хармса Якову Семеновичу Друскину. Символично, что выставка была организована при деятельном участии его сестры, Лидии Семеновны Друскиной. Во время работы выставки на экспозиции были проведены мини-спектакли и чтения произведений Д. Хармса.

12) Еще один подарок к столетию Даниила Хармса – это «Рисунки Хармса» издательства Ивана Лимбаха. 150 графических работ, выполненных на отдельных листах, на полях рукописей и в записных книжках. Большинство из них представлено впервые. Рисунки Хармса резко отличаются от элегических женских головок, которые любил выводить пером на полях Пушкин. Они вызывающе дисгармоничны, сюрреальны и депрессивны. Многие содержат таинственные эмблемы и знаки, отражающие оккультные увлечения поэта. Одни выполнены мастерски, другие небрежно. И те, и другие, будучи собранными вместе, создают гнетущую, мрачную атмосферу. Помимо иллюстраций в книгу включены статьи Александра Никитаева «Тайнопись Даниила Хармса. Опыт дешифровки», Глеба Ершова «Двойной портрет натурфилософа: Хармс, Заболоцкий», эссе Виктора Мазина о хармсовских автопортретах и другие исследования хармсоведов.

13) Смоленские рокеры спели Даниила Хармса в октябре 2007. В выставочном зале «Днепр» прошел концерт под названием «Вечер блюза» . Организатором и вдохновителем концерта стал известный в Смоленске рок-н-ролльный коллектив «Cafe blues band». Помимо знаменитой команды выступали новички: ди-джей Вадим Комаров (больше известный по проекту «КувыRock») и группа со смешным названием «Букли и Пукли» (музыканты из коллектива «Страйк»). Именно группа «Букли и Пукли» сыграла песни по мотивам произведений Даниила Хармса.

14) Питерский художник устроил «антивернисаж» и изобразил знаменитого абсурдиста как крупного теоретика литературы и просветленную до степени святости личность. Автор выставки «Страсти по Даниилу Хармсу» художник Михаил Асташкин пошел поперек сложившегося художественного протокола и объявил мероприятие, которому еще не придумано внятного названия: «антивернисаж», сбор гостей и обсуждение работ в день демонтажа экспозиции. Своеобразный художнический after party собрал совсем немного публики. Но все сплошь заинтересованные лица. Как оказалось, первоначальная идея художника была сделать «смешную» выставку и назвать ее игриво-абсурдно: «12 жен Даниила Хармса». Но в процессе работы, при погружении в биографию и текстуальное наследие писателя, изданное к его 100-летию академическим трехтомником, для Михаила Асташкина все перевернулось. «Работа имеет назначением не демонстрацию искусства и не празднование юбилея, но расширение представления о наследии Даниила Хармса. Она призвана подчеркнуть метафизический характер его творчества, актуализировать его как пророка и святого», – рассказал художник собравшимся. «Говорят, что Хармс был неадекватен, странен, загадочен. Он был абсолютно прост и понятен. Просто он был полностью погружен в творчество и при этом жил по эстетическим и идейным догмам, какие проповедовал в своем искусстве. По сути, он был святым праведником. После 1931 года все творчество Хармса – не просто нервический рефлекс на «боль» века, но реакция просветленного человека. Это обличение власти, опрощенное до состояния Христа и его учеников, в сакральном смысле – открытость Богу всей душой. Поэтому в народе такие люди назывались и блаженными, и святыми», – считает автор «Страстей...» Следующая экспозиция Михаила Асташкина будет тоже «по Хармсу». Художник планирует сделать ее светлой, радостной и лучистой – такой, какой должна была быть выставка с «антивернисажем» и каким мы обычно представляем себе Хармса – сочинителя веселых детских стихов и экстравагантного денди с тростью и английской трубкой.

15) 16 декабря 2005 художники стали на время дизайнерами по интерьеру и воссоздали идеальную квартиру, которую когда-то проектировал Хармс. В течение часа по очереди были открыты гостиная, кабинет, комната отца писателя, комната жены, кухня, прихожая, туалет. Это была «Елка Хармса» . Куратор юбилейных торжеств Глеб Ершов выступил с моноспектаклем «Как я родился». На следующий день на выставке «Стол находок» художники преподнесли Хармсу подарки, по их мнению, идеально соответствующие потребностям писателя 1930-х годов: чемоданы, шкафы, коробки. В них можно складывать рукописи, если они уже не лезут в ящик стола. При жизни писателя к печати были разрешены только его детские произведения, а взрослые сочинялись для своих, «в стол». А в чемодане архив Хармса, оставшийся после ареста, носил в эвакуации его друг Яков Друскин. На День Рождения писателя стремятся попасть разные люди: поэт Татьяна Положенцева читала свои стихи, журналист и композитор Владимир Раннев исполнил музыкальное произведение Моцарта на детском пианино, а художницы «Фабрики Найденных Одежд» с искусствоведом Иваном Чечотом, литератором Александом Скиданом и философом Александром Секацким выступили в спектакле «Месть».

16) В Петербурге в галерее «Борей» прошла акция под названием «Митьки: Хармс» . Это и выставка живописи и графики с сюжетами из жизни и произведений писателя, и премьера митьковского спектакля, посвященного Хармсу, и другие выступления, посвященные столетию со дня рождения Даниила Хармса. Отмечают они не день рождения, а день зачатия великого абсурдиста. Пригласили на торжество даже сексолога Льва Щеглова, который прочел лекцию о способах зачатия. Но первое слово принадлежит, конечно, самому Хармсу. Отрывок из его произведения о собственном зачатии старательно переписал от руки на листах голубой милимметровки Дмитрий Шагин. «Я родился дважды. Произошло это вот так. Мой папа женился на моей маме в 1902 году, но меня мои родители произвели на свет только в конце 1905 года, потому что папа пожелал, чтобы его ребенок родился обязательно на Новый год. Папа рассчитывал, что зачатие должно произойти первого апреля, и только в этот день подъехал к маме с предложением зачать ребенка. Мама давно ждала этого момента и страшно обрадовалась. Но папа, как видно, был в очень шутливом настроении и не удержался и сказал маме: «С первым апреля». Мама страшно обиделась и в этот день не подпустила папу к себе. Пришлось ждать до следующего года». Зачатию Хармса посвящено несколько митьковских картин. Например, холст Дмитрия Шагина «Иван Павлович Евачев и Надежда Ивановна Колубакина с сыном Даниилом», где у папы в руках новогодняя елка, у мамы – младенец. Счастливые родители явно забыли все перипетии нестандартного рождения сына. "Все папины расчеты рухнули, потому что я оказался недоноском и родился на четыре месяца раньше срока. Папа так разбушевался, что акушерка, принявшая меня, растерялась и начала запихивать меня обратно. Запихать-то запихали, да второпях не туда. Опытный доктор осмотрел родительницу и дал родительнице хорошую порцию английской соли. Родительницу пронесло, и таким образом я вторично вышел на свет». «Митьки» считают себя в некотором смысле внуками ОБЕРИУтов, поэтому они не могли пройти мимо такой важной даты, как зачатие Хармса. В «Борее» была представлена инсценировка. Конечно, силами, дружественными «Митькам». Прекрасная поэтесса, певица, актриса Юлия Беломлинская в роли мамы Хармса, а в роли папы выступил Александр Кавалеров, актер, больше известный под именем Мамочка. Этой акции не было бы, если бы не художественный руководитель "Чаплин-клуба" Лев Немировский. Он – автор идеи – приложил силы и к постановке, и к другим выступлениям. А вот уже взрослый Хармс, в кепке и с трубкой в зубах. Графика Иоанны Шагиной. Рядом произведение Владимира Шинкарева «Оптический обман», иллюстрация к известному хармсовскому персонажу, который надевает очки и видит на сосне мужика, грозящего ему кулаком, а сняв очки, никакого мужика не видит. Но вообще картины необязательно изображают писателя или иллюстрируют его произведения, они скорее творят вокруг Хармса некий миф. Дмитрий Шагин: «Запорожцы» (машины) маленькие, но задиристые, пишут письмо шестисотому «Мерседесу». Евтушенко и Вознесенский стоят с плакатом «Уберите Хармса с денег». Хармс старательно отламывает Гоголю нос. Картина Андрея Филиппова кустодиевская красавица с цитатой из Хармса: «Я уважаю только молодых и здоровых пышных женщин. К остальным представителям человечества я отношусь подозрительно». Изобразительный ряд включает не только живопись и графику, но и две фотоработы. Одна из них – иллюстрация хармсовского рассказа.

 
Hosted by uCoz