главная
биография
Письма и дневники
Проза
Взрослым
Детские
Стихи
Взрослым
Детям
Случаи
фото альбом

Постановка пьес Даниила Хармса в театре.

1) Театр «Глобус» показал последнюю премьеру сезона – спектакль «Белая овца» по произведению Даниила Хармса, поставленный московским режиссером Леной Невежиной. Несмотря на то, что в постановке заняты лучшие актеры театра, а основой спектакля стали тексты и биография, как принято говорить сегодня, культового писателя прошлого века, премьера вызвала чувство недоумения и разочарования. Лена Невежина – один из самых востребованных столичных режиссеров нового поколения, ставившая спектакли в самых знаменитых театрах – МХАТе, «Сатириконе», «Табакерке», Омской драме. Заполучить ее в Новосибирск было непросто. Первоначально Невежина собиралась ставить спектакль по текстам молодого грузинского писателя Лаши Бугадзе, но поменяла планы и выбрала Хармса. Инсценировка сделана Невежиной совместно с ее студентами – она преподает в школе-студии МХАТ. Хармс от Невежиной получился невеселым. Начинается все с того, что из зала к сцене спускается Илья Паньков в клетчатом костюме и с курительной трубкой в руках (таким сам Даниил Хармс остался в воспоминаниях и на рисунках), читая знаменитое стихотворение «Из дома вышел человек с дубинкой и мешком…». На сцене – антураж коммунальной квартиры: стол с самоваром, плита, шкаф, велосипед на стене, кресло-качалка, стулья с гнутыми спинками, швейная машинка. Одна дверь ведет в общий сортир, другие – в комнаты персонажей. Персонажи – умственно отсталая девочка, военный в отставке, томный мужчина в алом халате, бухгалтер со счетами, дама с украинским акцентом, старуха, Марина Мазер и ее муж Даня Хармс. Старуху играет успевший переодеться Игорь Паньков, и она оказывается еще одним Хармсом. Над сценой висят революционные лозунги, радио извергает гимн, патефон – танго, жильцы коммуналки занимают очередь в туалет, девочка катается на трехколесном велосипеде; Даня Хармс пишет и комкает бумагу, жена изменяет ему с бывшим красноармейцем, Даня ревнует, все кричат – в общем, коммунальный ад, больше похожий на тот, что изображал в своих рассказах Зощенко. От блистательных текстов Хармса – смешных, горьких, страшных, парадоксальных – ничего не осталось: строчки, фразы, обрывки предложений. Зритель, знающий творчество этого писателя, способен восстановить целое произведение по одной строчке, но для большей части публики Хармс остался тайной за семью печатями. Первое действие кончается тем, что Марину уводят люди в кожаных пальто. Во втором она является Дане с того света – и коммунальный ад сменяется мистикой, выяснением вопроса, что такое вера в Бога и что такое бессмертие. Итог неутешителен – все мы когда-нибудь умрем. При том, что в финале – трогательная сцена воссоединения Марины с дочерью и мужем. Зрелище получилось очень странным – вялым, выморочным и надуманным. Хотя и не лишенным достоинств. С удовольствием актеры выпивают по ходу спектакля самогон. Старухи в черных платках, похожие на воронье, набившись в коммунальный клозет, хором поют про утомленное солнце. Практически все артисты на местах – Илья Паньков в старушечьем платке, жмущий на педаль швейной машинки в ритм страстным стонам из-за двери, где укрылась Марина с соперником Хармса, смешон до колик, но и про остальных плохого не скажешь. Причин неудачи, как кажется на первый взгляд, несколько. Первая – неспособность режиссера выстроить убедительную, связную историю. Вторая – почти полное отсутствие текстов Хармса, которые могли бы «держать» спектакль, ставший чуть ли не бессловесным. Третья – то, что «Белая овца» стала не спектаклем по произведениям Хармса, а историей про него самого. Возникает вопрос: зачем нужно было делить одного персонажа на Хармса-старуху и просто Даню Хармса? Спору нет, и Илья Паньков, и Денис Малютин – актеры замечательные. Но такое раздвоение неуместно, даже если режиссер имела в виду разделение Хармса на человека и писателя. Лена Невежина хотела рассказать историю о том, как странно, страшно, смешно и трагично жил Даниил Хармс. Историю о любви и предательстве. Но история получилась не про Хармса. Странная вещь – талантливый модный режиссер, отличные актеры, хороший театр, гениальные, беспроигрышные тексты – и невыразительный спектакль в итоге. И если в первом акте актеры азартно разыгрывают коммунальную комедию, то второй целиком отведен изображению сюрреалистического кошмара как отражения в авторском сознании социальной действительности 1930-х. Показывая Хармса как трагического художника страшной эпохи, Елена Невежина нашла не то чтобы новый ракурс, но вполне увлекательный и точный способ игры. В конце концов в ее театральном фокусе оказалась хороша не столько серьезность намерений, сколько обыкновенная ловкость рук – что случае с Хармсом, однако, есть вещь самой первой необходимости.

2) Мировая премьера кантаты «Спасение» на стихи Даниила Хармса состоялась в московском театре «Эрмитаж» накануне столетия писателя. Именно на этой сцене режиссер Михаил Левитин в 1982 году впервые поставил спектакль по произведениям Хармса. Это было еще во времена, когда в СССР было практически запрещены произведения Хармса, но режиссеру Левитину все-таки удалось выпустить знаменитый, идущий до сих пор с успехом спектакль «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов». Эту постановку Левитин создавал вместе с замечательным известным художником Борисом Мессерером и композитором Владимиром Дашкевичем. Через 18 лет Левитин вновь вернулся к любимому автору, поставив спектакль «Белая овца» с известным актером театра и кино Юрием Беляевым в главной роли. И вот теперь «Эрмитаж» приготовил Хармсу ко дню рождения (писатель родился 30 декабря 1905 года) новый подарок – премьеру кантаты «Спасение», написанную на его стихи композитором Андреем Семеновым по обнаруженному совершенно недавно музыкальному и сюжетному плану Хармса, подписанному одним из его многочисленных псевдонимов. Будучи музыкально одаренным человеком, Хармс досконально разработал музыкальную форму кантаты для четырех голосов и оркестра, подробно указав, как и где должны вступать голоса, что и как будет звучать в оркестре и каким образом следует соединить все элементы этого произведения. Сюжет кантаты, изложенный Хармсом стихами, как всегда, прост и прекрасен: две девушки тонут в море, а отважные моряки их спасают, и по этому поводу устраивается великий праздник с безумным весельем.

3) В апреле 2004 года в Тель-авивском театре «Тмуна» отметили год с выхода спектакля «Старуха и чудотворец» по повести и стихам Даниила Хармса на иврите. Состоялось праздничное представление. Об успехе постановки свидетельствовал не только переполненный зал, но и сам факт, что спектакль продержался в престижном израильском театре целый год. Все началось с совместной работы режиссера Игоря Березина с израильским литератором Рои Хеном (он специально выучил русский язык) над переводом на иврит стихотворений и прозы Даниила Хармса. Актеры Дмитрий Росс, Дина Левин, Михаил Теплицкий и Михаил Глозман, художник-постановщик и художник по костюмам Полина Адамова, музыкальный руководитель Михаил Глозман и художники по свету Михаил Чернявский и Инна Малкина начали работать над спектаклем на чистом энтузиазме, не имея никакой финансовой поддержки. Их спектакль так и не стал «кассовым», но занял достойнейшее место среди израильских постановок за последний год. Все актеры – выходцы из СССР. Большая часть зрителей – изральские ценители сценического искусства. Отметим, что вскоре после премьеры вышла книга Хармса на иврите, в переводе Рои Хена. Режиссер-постановщик Игорь Березин сказал, что еще в пору учебы в московском ГИТИСе мечтал поставить Хармса: «Это произошло в Израиле. Меня радует, что сложный ход мысли и витеватые художественные приемы Хармса нашли понимание среди израильтян».

4) «Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов» . Жанр спектакля обозначен как «Представление исключительно для легкомысленных людей в трех шарах, двух молотках, сочиненное Михаилом Левитиным по мотивам произведений Даниила Хармса» и, в общем-то, по-другому и не скажешь. Этот спектакль – веха в истории театра. Настоящий «коллекционный» авангард: спектакль поставлен в 1982 году и был первой постановкой по обэриутам на советской сцене. И сейчас, спустя 25 лет, по-прежнему «живее всех живых». Единственное «но»: пусть зрителя не вводит в заблуждение подзаголовок «Школа клоунов» в сочетании с воспоминаниями о том, что Хармс числился «детским писателем»: это спектакль не для детей.

5) В рамках четвертого Международного фестиваля независимых театров и новой драматургии представить «другую культуру» – самые современные, необычные, экспериментальные и шокирующие театральные проекты России и зарубежья имели возможность представители различных театров. «Пятый театр» (Омск) представил на суд судей спектакль «Пейте уксус, господа!» . Это т еатральная фантазия на темы произведений Даниила Хармса. Парадоксальность спектакля в том, что рассказы Хармса реализованы только в пластике, в движении и в жесте, без своего, казалось бы, главного инструмента – языка и речи. И Хармс при этом не утратил ни абсурдности, ни актуальности.

6) На сцене театра им. Моссовета состоялся премьерный спектакль по произведению Даниила Хармса «Элизавета Бам» режиссёра Федора Павлова-Андреевича. «Елизавета Бам» – самая знаменитая пьеса обэриута и основоположника абсурдизма в русской литературе Даниила Хармса. Хармс – поэт, философ, мыслитель, первооткрыватель особого пути не только в русской – в мировой литературе. В эти дни Хармсу было бы ровно 100 лет. В красно-белом перформансе Павлова-Андреевича работала уникальная команда: декорации сделала ньюйоркская художница Katya Bochavar, костюмы – Андрей Бартенев, главную песню спектакля записали молодой рок-герой Антон Севидов и писатель Людмила Петрушевская, а видео, заботливо укрывающее сцену несколько раз за спектакль, придумал и воплотил молодой представитель видеоарта Patrick K.-H. Интересно, что «Елизавета Бам» и другие произведения Хармса уже доступны для чтения на мобильном телефоне, карманном компьютере или ноутбуке.

7) В 2005 году з наменитый юморист Роман Карцев навестил Донецк со спектаклем «Школа клоунов» по произведениям Даниила Хармса. Спектакль «Школа клоунов», с которым знаменитый артист приехал в город – парадоксальных и всегда блестящих по исполнению поисков. Идея поставить такой спектакль родилась давно, когда юморист играл его в театре «Эрмитаж» около двадцати лет назад вместе с Любовью Полищук и Виктором Ильченко. Как только Михаил Левитин, режиссер театра «Эрмитаж», назвал нам фамилию Хармс, актеры сразу почувствовали, что это будет интересно. «Я называю себя самоубийцей, – говорит Роман Карцев, – потому что на фоне того юмора, который сейчас можно увидеть на экранах телевизоров, Хармс – это китайская грамота».

8) Спектакли, которые сейчас играют по произведениям Хармса:

  • Ангел смерти ( Драма), режиссер: Андрей Дрознин
  • Белая овца ( Драма, Комедия), режиссер: Михаил Левитин
  • Всю жизнь, как свинья ( Моно)
  • Следующая остановка/Небо ( Драма ), режисс ер: Олег Рыбкин
  • Елизавета Бам ( Комедия) Режиссер: Елена Колесникова
  • Случай ( Комедия)
  • Шарообразная симфония ( Комедия, Мюзикл)
  • Школа клоунов ( Моно)
  • Хармс! Чармс! Шардам! или Школа Клоунов ( Комедия), режиссер: Михаил Левитин
 
Hosted by uCoz